На фоне
конкурсов по «Сердцу города», и даже на фоне конкурсов 2014-2015 годов,
организованных мэрией Калининграда и местным союзом Архитекторов, эту историю
про студенческий конкурс 2016-2017гг на музей философии в Калининграде следует
отнести к чудесатике первого рода: она не столько темна, сколько загадочна.
Человеческая душа, русская загадочная душа там блестит; светится там окаянство
и дерзновение – в первую очередь со стороны организатора, которым выступает
Максим Полещук, прикрываясь многочисленными «при участии…» и «совместно с…».
Предыстория. Топор под лавкой и персональная инициатива
Несколько лет назад Максим
Полещук, преподаватель МАРХИ, принимал участие (в качестве гостя) в работе «Балтийского
Артека», где и родилась в него мысль, что неплохо было бы создать в
Калининграде музей философии. Благо таких музеев по миру не было, то - вот оно,
поле не пахано! Тем более, что впереди – юбилей Канта в 2024 году!
Пообсуждав
идею с молодёжью «Балтийского Артека», которая молодёжь, как известно, за любую
движуху, кроме голодовки, Максим Полещук начал искать сподвижников среди
взрослых.
Множество потенциальных партнёров, с которыми беседовал Максим Николаевич, оказались не сильно «за», но и не очень-то «против» (при том, что Бюро "Сердце города" уже имело свои проработки темы). Посчитав отсутствие воодушевления с их стороны за лень и провинциальность дипломатический нейтралитет, который требуется сдвинуть с места энтузиазмом, Максим Полещук объявляет «международный студенческий конкурс» на здание музея философии в Калининграде, размещая программу конкурса на сайте, отличном от сайта МАРХИ, и презентуя конкурс на «Зодчестве-2016». Информацию о конкурсе размещает также archi.ru и несколько интернет-порталов. Выглядит она теперь примерно так:
dead-line регистрации: | 15.03.2017 | |
dead-line подачи проектов: | 15.03.2017 | |
дата объявления результатов: | 05.04.2017 | |
тема: | Архитектура | |
страна: | Россия | |
город: | Калининград | |
открыт для: | архитектурных школ (разработка концепции в рамках учебного процесса) | |
регистрационный взнос: | нет | |
награда: | три первых места - стажировка в ведущих европейских архитектурных школах (для иностранных участников - в России); два лучших проекта и архитектурные школы будут допущены до профессионального конкурса на II этапе | |
организатор: | МАРХИ | |
контакты: | support@vkhutemas.foundation | |
ссылки: |
Пресс-релиз
"МАРХИ совместно с Админиcтрацией Калининградской области проводит 1 этап Международного проекта первого в мире «Музея философии», приуроченного к 300-летию Иммануила Канта. Современное общество столкнулось с кризисом идей позитивного развития. Преодоление культурного кризиса современной цивилизации связанно с поиском новых мировоззренческих и философских оснований. Поэтому создание Музея Философии представляется важным международным событием как в контексте современных социально-политических и культурных вызовов, так и в формировании новых идей позитивного развития. Проект должен стать одним из символов формирования позитивного Образа Будущего, центром международных философско-мировоззренческих исследований, объектом мирового туристического интереса. Конкурс направлен на поддержание международного культурного сотрудничества в условиях политического похолодания, на обоснование места расположения (предлагается 5 участков), формирование концепции и структуры музея (здания, экспозиции, эстетического образа)."Что-то пошло не так
Первый парадокс обнаруживается
сразу: в главных организаторах заявлен МАРХИ, но на его сайте в конкурсном
разделе конкурс на музей философии не упоминается; есть лишь небольшая
информация об отборе «мархишных
участников». Также многочисленные организации, "при участии..." и
"совместно с..." которыми заявлен конкурс (в том числе и
несуществующая "Администрация Калининградской области"), никак своё
участие в "конкурсе на музей философии" не фиксируют в официальных бумагах и на сайтах.
Второй парадокс в том, что
конкурсная программа взята неизвестно откуда; но точно не из актуальной
повестки Калининграда. В ТЗ упоминаются тысячи квадратных метров, предназначенные
для занятий философии, и при этом проигнорированы рекомендации калининградских
экспертов, к которым Полещук обращался, в части постановки задачи и возможных
мест размещения музея.
Сайт, на
котором было размещено конкурсное задание, в марте 2017 года уже не доступен.
Третий парадокс фиксируется в
профильной группе музейщиков в фейсбуке: как можно проектировать бутылку для коньяка, если пока нет самого
коньяка? Сначала делается музейная концепция, а уж потом, к ней, проектируется
архитектура; но никак не наоборот.
Собственно,
именно так делала Светлана Сивкова, когда проектировала новый корпус музея
Мирового океана в Калининграде: сначала выработала музейную и экспозиционную
концепцию, и уж потом объявила и провела архитектурный
конкурс.
Однако, время идёт, и 26 марта
Максим Полещук рассылает пресс-релиз, в котором, в частности, говорится,
что «24 марта состоялось
заседание жюри конкурса в составе А. Рубцов (Институт философии РАН), А.
Бродский (архитектор, художник), В. Бандаков (архитектор, Н. Новгород), Д.
Юсупов (урбанист, Санкт-Петербург), В. Генне (главный архитектор Калининграда),
Д. Подьяпольский (архитектор), М. Полещук (куратор конкурса, проф. МАРХИ).
На конкурс было представлено более 80 работ из Москвы, Санкт-Петербурга,
Самары, Нижнего Новгорода, Томска, Краснодара, Мадрида. Объявление и награждение победителей пройдет 24 мая на
выставке "АРХ-Москва"».
Очевидный конфликт интересов в
связи с одновременным участием А.Рубцова в одной из творческих команд
студенческого (!) конкурса, и в жюри, не комментируется никак.
Круглый стол
20 апреля 2017 г. в холле
Историко-художественного музея Калининградской области открылась выставка
"лучших 30 работ" этого конкурса, а также был проведён круглый стол
на смежную тему. Из "официальных лиц" на круглый стол не прибыл никто, жестом отсутствия подчеркнув, что проект находится в "серой
зоне" властного интереса. Моё выступление касалось вообще актуальности в Калининграде зданий-событий после того,
как провалился первый опыт здания-ивента в качестве театр эстрады
(отрицательный опыт), и после того, как вскоре будет достроен новый корпус
музея Мирового океана, обещающий быть главным светским архитектурным событием
Калининграда за 17 лет 21 века (положительный опыт).
![]() |
Участники "Круглого стола" |
Быстро
просмотрев конкурсные работы, участники круглого стола пообсуждали актуальность
музея философии как идеи, удивились тому факту, что жюри провело свою работу
почти два месяца назад, а результаты конкурса нигде не объявлены, а также
отсутствию официальной информации на официальном сайте конкурса и на официальном
сайте МАРХИ. С такой степенью информирования публики есть все основания
считать, что конкурс либо провалился организационно, либо организаторы что-то
скрывают. Но что? - непонятно... Понятно лишь одно: им очень хочется принять
участие в юбилейных мероприятиях в 2024 году.
![]() |
Профессор БФУ им. Канта Леонард Калинников |
![]() |
Экспозиция конкурсных работ студентов в холле Историко-художественного музея и интервью М. Полещука телеканалу "Каскад" |
Объявление победителей и награждение
24 мая на площадке выставки
Арх-Москва состоялось награждение победителей, причём организаторы изменили
структуру номинаций относительно заявленной ранее.
![]() |
Конкурсные работы были развешаны за чёрной полупрозрачной шторой так, чтобы заставить зрителя идти по лабиринту. |
![]() |
Так "лабиринт" выглядел со стороны. |
.... в
конце, после награждения, Максим Полещук предоставил мне слово (от чести
вручать награды я уклонился). Моё выступление было кратким: любому архитектору
следует тестировать заказчика "на вменяемость", проверять, насколько
тот понимает, что делает и что пишет в ТЗ. В этом смысле, на мой взгляд,
победили те работы, которые а) критически отнеслись к программе конкурса и её
пере-поставили заново, и б) взяли стратегию распредмечивания, не стали
громоздить огромные объёмы в центре Калининграда. Это и
"музей-странник", и "философский парк", и
"некрополь", и другие.
И так конкурсы
проводить нельзя, даже студенческие. ("Да мы согласны, согласны!" -
поспешил отреагировать Максим Полещук).
Итоговый
релиз, который раздавался на награждении, с именами победителей, выглядел так:
Итого
Так как официальную информацию в сети найти нельзя, все тридцать проектов, что
частным образом прислал мне Максим Полещук с просьбой посодействовать в
распространении информации о конкурсе, я выкладываю по ссылке здесь. Официальный сайт конкурса не работает, и уже несколько месяцев
имеет такую картинку:
PS
Калининградцы, будьте бдительны!
Это только начало: до юбилея Канта ещё 7 лет, а уже вовсю кружит над нами
трансцендентальная апперцепция!
PPS
...ну, и напоследок, цитата живого классика:
"1. Архитекторы сегодня уже никакого понятия о философии не имеют, а если имеют какие-то, в современной философии, то они могут рассматриваться только как исторические феномены и виды философских заблуждений.
2. Современная философия не владеет ничем вроде истинности и уместности, и потому находится в положении перманентных обсуждений своих оснований. В этом она напоминает математику, но в математике построено много формализованных задач и методов их решения, которые могут успешно применяться в некоторых областях науки и техники. Современная философия есть игра - отчасти по правилам, изучение которых требуют огромных усилий, Отчасти по записям проведенных за последние столетие игр - так как в шахматах есть записи всех знаменитых игр на первенство мира". Александр Раппапорт, 2017 г, из блога "Башня и лабиринт".
"1. Архитекторы сегодня уже никакого понятия о философии не имеют, а если имеют какие-то, в современной философии, то они могут рассматриваться только как исторические феномены и виды философских заблуждений.
2. Современная философия не владеет ничем вроде истинности и уместности, и потому находится в положении перманентных обсуждений своих оснований. В этом она напоминает математику, но в математике построено много формализованных задач и методов их решения, которые могут успешно применяться в некоторых областях науки и техники. Современная философия есть игра - отчасти по правилам, изучение которых требуют огромных усилий, Отчасти по записям проведенных за последние столетие игр - так как в шахматах есть записи всех знаменитых игр на первенство мира". Александр Раппапорт, 2017 г, из блога "Башня и лабиринт".
А.П. забавно, что "движуха" с конкурсом происходит почти по Булгакову - "Материализация духов и раздача слонов", за одним исключением - "духа" нет, "слоны - виртуальны и пусты", ибо хорошая идея (музей философии) не получила "одухотворения", и, как совершенно справедливо было тобой указано, "формотворчество" без содержания может дискваоифицироваь саму идею ... :)
ОтветитьУдалить