понедельник, 18 января 2016 г.

ПРОЕКТЫ «ПОСТ-ЗАМКА» от средних веков до Нового времени. ЧАСТЬ 4, ретроспективная


...Итак, что же такого разглядела профессиональная часть жюри конкурса "Пост-замок" (2015г) в работе Антона Сагаля, чего не было в других работах? Даже в 10-ке лучших?

Чтобы в этом разобраться, необходимо понять, какие предпринимались ранее попытки реконструкции замка. Актуальный обзор замыслов на послевоенный период сделан в 2009 году по заказу Калининградского отделения Союза архитекторов России. Однако последним пятидесятилетием  эти попытки не исчерпываются. Со времён герцога Альбрехта средневековую орденскую крепость реконструировали и проектировали к реконструкции множество раз, как минимум, с учётом обновления "образных узлов" сообразно времени, минимализации фортификационной функции (как исторически исчерпанной) и повышения уровня комфорта с адаптацией здания к «новым технологиям хозяйствования» (для каждого века разным). С разной масштабностью и глубиной проработки, но с некоторыми общими принципами. А именно: внесение симметрии в «кривобокую» исторически сложившуюся планировку замка, модернизация отдельных флигелей, и – в случае увеличения масштабов реконструкции, - разбиение внутреннего двора или перегораживание его как излишне большого и не комфортного.

Этапы строительной истории замка до герцогского периода


Собственно, тот замок, который мы знаем по гравюрам и старинным рисункам, - это во многом уже не средневековый замок, а последствия перестройки средневекового замка герцогом Альбрехтом и его последователями. Каждый светский правитель, восходя на престол, пытался приспособить герцогскую (королевскую) резиденцию «под себя».  

Но для начала с удовольствием процитирую архитектора Фридриха Ларса, который в своей книге так описывает эволюцию замка Кёнигсберг.

Сначала строится ядро замка, его цитадель - «дом Конвента» – плотное высокое, в 4 этажа, здание со рвом, туалетом (данцкером), вынесенным к протекающему внизу ручью, и прочими атрибутами замковой фортификации. Собственно, это и есть «замок» в первичном его фортификационном виде (руины цитадели до сих пор видны в замке Инстербург в Черняховске).  






Со временем чуть поодаль воздвигаются стены с башнями. Это пред-укрепления, которые ждёт следующая судьба: к одной из стен пристраивается ещё одна стена и образуется форбург, который становится хозяйственной частью замка. Там хранят фураж, продовольствие, он может быть связан с соседней мельницей, стоящей на ручье, что протекает по рву, и пр. Постепенно такая же судьба ждёт все остальные стены – они достраиваются и становятся флигелями с гостевыми, госпитальными и пр. функциями. Всё.









Цитадель+форбурги образуют новый замок, в котором ядро (цитадель дома Конвента) дополнена корпусами форбурга, и которые теперь образуют новое целое замка. Именно такую эволюцию имел замок Кёнигсберг, и именно таким получил в своё распоряжение великий магистр тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн. 
Реконструкция облика замка в 1400 году (с домом Конвента) Фридриха Ларса

Герцог Альбрехт и его преемники


Ставши герцогом и секуляризовав Восточную Пруссию в светское герцогство, первый герцог Восточной Пруссии Альбрехт встал перед проблемой реконструкции замка Кёнигсберг в резиденцию не великого магистра, но герцога. Он частично сносит дом Конвента (кроме южной его части) и на этом, вроде бы, останавливается (так, во всяком случае, следует из реконструкции Ларса). Каждый, кто делал ремонт в своей квартире, на своём опыте знает, что жить одновременно с ремонтом в ней или невозможно, или максимально неудобно. Поэтому можно представить, какие неудобства испытывало семейство герцога и весь "двор" просто от разборных работ, даже без строительных - как минимум ползамка выключается из светского оборота. Поэтому неудивительно, что на долю Альбрехта пришлось долго и хлопотно разбирать "старьё", а на долю последователей - возводить на месте "старья" что-то новое. 

Реконструкция Фридрихом Ларсом облика замка в 1560 году (с южным крылом дома Конвента) 

Поэтому собственно строительные работы начались в 1569 году, уже после смерти герцога Альбрехта. Сын герцога Альбрехта, Альбрехт Фридрих, был объявлен душевнобольным, и правление герцогством взял в свои руки его опекун маркграф Георг Фридрих. При этом сын герцога имел семью, был плодовит на детей, жил в замке, и в замке же жил маркграф-оперкун с супругой. 
Кроме удвоенной «жилой функции» была потребность в функциях государственных, парадно-репрезентативных, и поэтому Георг Фридрих перестроил и расширил западный флигель замка. Остатки дома Конвента он снёс окончательно, в подвале нового западного флигеля разместил винный погреб, цоколь отдал под хозяйственные функции и цейхгауз, выше разместилась двухсветная замковая церковь (место будущей коронации прусских герцогов и королей), и над ней – парадный аудиенц-зал, получивший впоследствии имя «зал Московитов[1]» - 82х18х6 метров.
Именно таким, перестроенным, без дома Конвента, мы знаем замок Кёнигсберг на картинах и гравюрах. 


[1] после визита российского Великого посольства в 1697 году, и последующих в 1710 и 1711 годах визита Петра Первого. Надо понимать, что в 1697 году «кандидат в короли» великий курфюрст Бранденбурга (под именем Фридрих III) и герцог Пруссии в 1688—1701, встречался с Петром (тот был инкогнито, но особо не таился) и обсуждал с царём свои планы на будущее королевство, планы вступления в «королевский клуб» Европы. Пётр намерения эти одобрил и в дар преподнёс редчайший крупный опал в форме яйца. Курфюрст короновался в кёнигсбергском замке в 1701 году под именем Фридрих I, причём подарок русского царя посчитал настолько важным, что вставил опал в свой коронационный скипетр. Вполне возможно, ответным дипломатическим жестом Фридриха I и стало поименование аудиенц-зала «залом Московитов».

Начало королевского периода и 18-го века. Шультхайс фон Унфрид

Трансформировав государственную комбинацию "курфюршество+герцогство" в королевство, и став в 1701 году «королём в Пруссии», Фридрих 1 затеял существенные преобразования Кёнигсберга и своего замка-резиденции. Дело в том, что в то барочное время замки решительно вышли из королевской моды, чтобы так же решительно дать место дворцам. Каждый король Европы затевает строительство дворца-резиденции, и королевским стилем было барокко.
Для этих задач в Кёнигсберг приезжает королевский архитектор Шультхайс фон Унфрид (Schultheis von Unfried), который делает несколько эскизов по превращению мрачной, кривобокой и нестройной громады орденского замка в нечто стройное и пропорциональное, как и полагается светским дворцам. 
Эскиз фон Унфрида (ок. 1710г) - радикальное решение по перепланировке замка   

Надо помнить, что источником вдохновений архитекторов времён барокко были итальянские города – Рим, Венеция, Флоренция, Мантуя. Унфрид был не исключение, и поэтому рисует одну из радикальных идей преобразования замка «в итальянском стиле» – перегораживает двор галереей, приводя пропорции внутреннего двора к более комфортным и разделяя замок на две зоны с разными функциями, соединённые проходом через галерею. (см. рис. 3 - достаточно редкий чертёж примерно 1710 года).
Однако столь радикальных преобразований Унфриду не позволили сделать, и он лишь перестроил восточное крыло замка, которое и получило впоследствии название «крыло Унфрида». Именно в восточном крыле расположились покои, в которых жили во время пребывания в резиденции королевская семья.    


Слева - крыло Унфрида, фото ок. 1900г.
Интерьеры замковой церкви, известные нам по фотографиям, спроектировал он же в 1706-1712 годах в стиле барокко, причём королевская ложа по традиции располагалась на втором уровне, отделяя королевскую семью от остальных посетителей кирхи (например, как в Версале).


Ситуационный план 1708г фон Унфрида
Ситуационный план Унфрида 1708 года показывает, что он первый наметил соединение альтштадсткой городской площади (Альтштадтского рынка) с южной террасой замка каскадной лестницей – наметив, таким образом, следующий планировочный шаг – соединение в этом узле замкового двора с Альтштадтским рынком, которое чуть позже в своём проекте (нереализованном) сделает Август Штюлер.

1840-1858гг. Фридрих Вильгельм IV и Август Фридрих Штюлер

Более всего проектов реконструкции замка можно найти у королевского архитектора Фридриха Августа Штюлера. Предварительно эту тему он активно обсуждает с королём Фридрихом Вильгельмом IV, и есть даже эскизы 
реконструкции замка Кёнигсберг, сделанные собственноручно королём. В них особое внимание уделено восточному флигелю, в котором прорисовано намерение довершить симметрию крыла Унфрида и сделать центральный вход посередине восточного флигеля, причём новых центрированный вход «отзывался» таким же центрированным входом со внутреннего двора в Западный флигель (далее иллюстрации взяты преимущественно из книги Вульфа Вагнера и Хенриха Ланге "Кёнигсбергский замок" 2011г (Регенсбург)). 
Эскиз новой планировочной композиции замка короля Фридриха Вильгельма IV
Эскиз восточного флигеля Штюлера

В 1840 году Штюлер делает целую серию проработок реконструкции замка, в которой явно угадывается итальянское влияние в части пропорций и симметрии. Главных планировочных идеи в его проектах две: большим фонтаном с двумя памятниками (отцам-основателям замка Кёнигсберг, королю Отокару и великому магистру ордена Поппо фон Остерна) он разделяет (зонирует) двор замка на две части. Западную (большую) называет «Старый замок», она служит для «малопубличной», «внутренней» замковой жизни. Восточную часть он делает транзитной - путём устроения прохода в южном флигеле с выходом на Южную террасу и через неё – на Альтштатский рынок.  


Альбрехтовы ворота, которые потеряли охранную функцию, он «запечатывает», а новый вход делает с севера, переделывая помещения северо-восточного угла под обширный входной холл. Этими планировочными решениями Штюлер активно раскрывает «новый замок» в город, - к реке с юга, и к новозатеянной Парадеплац с севера, делая его более публичным, общественным. 
Новая функциональная структура и зонирование на планировке замка, Штюлер, 1840г. Юг вверху, север внизу (тогда ещё не было правилом ориентировать чертежи строго верхним обрезом на север)  


Западный флигель замка с  башней, проект Августа Штюлера 1840г.

Объёмные архитектурные решения сделаны Штюлером с явным «итальянским акцентом» - с вариантами галерей в южном флигеле и с переделанными пропорциями и фасадами западного флигеля с главной башней. Его западный флигель начинает отдалённо напоминать… московский кремль.
Южный флигель, проект Штюлера с вариантами сквозной галереи в строну Альтштадтского рынка, 1840г

Северный флигель, проект Штюлера 1840г
Эти революционные преобразования остались не реализованы, так как королю и королевскому архитектору хватало других хлопот по превращению города в королевскую резиденцию. В 1844 году к 300-летию университета Альбертина король закладывает новое здание университета на новой главной «королевской» площади города – Парадеплац (проект площади и здания университета делает Штюлер). В 1826 году из-за трещины в конструкции сносят старую Альтштадтскую кирху, а на образовавшемся пустыре устраивают зелёный регулярный сквер - «площадь Альтштадтской кирхи», получивший впоследствии имя «Кайзер-Вильгельм-плац».

Площадь Альтштадсткой кирхи, впоследствии Кайзер-Вильгельм-плац. Вид на старую башню замка, ок. 1845г



Вильгельм I и Штюлер

После устроения площади Альтштадтской кирхи и возникла идея «доращивать» «иконическую» репрезентативность юго-западного угла как самого «величественного вида» замка. Эта идея была оформлена в виде двух параллельных действий: постепенном сносе бюргерских домов Альтштадта между новой площадью и замком, и реконструкции главной башни и прилегающего фронтона с окнами зала Московитов. 
Башня замковой церкви (донжон) была самой высокой башней Кёнигсберга и с 1864 по 1866 год она была перестроена в неоготическом стиле Штюлером.
С воцарением нового короля Вильгельма I (прежний в 1858 году был признан недееспособным, опять!) Штюлер вернулся к идее решительной реконструкции замка, и в 1861 году вновь делает серию эскизов с прежним зонированием двора на «Старый» и «Новый» замок с уже более откровенными неоготическими фасадами, но с реконструированными Альбрехтовыми воротами.
План Штюлера 1861 года, теперь уже юг слева, север справа. В центре восточного флигеля - входная группа, ворота Альбрехта "запечатаны".


Южный флигель, эскиз Штюлера 1861г
Тогда же рождается эскиз реконструкции зала Московитов в неоготическом стиле, с колоннами по всему залу. 


Любопытен также его ситуационный план с посадкой ротонды и памятника Канту и с набросками по «выпрямлению» северного фасада северного флигеля и устроении там террасы в месте примыкания будущей Монетной площади.




 

После Штюлера. Конец XIX – начало XX вв. 

Но планы Штюлера опять не сбылись: никто не готов на решительные преобразования старого замка. 
После Штюлера следующий архитектор, Рейнхольд Персиус, рисует эскизы «облагораживания» фасадов замка, Людвиг Хессес в 1869 году сделал проект пристройки к северному флигелю с оригинальной планировкой Монетной площади, но планы ни того, ни другого не находят поддержки ни у короля, ни у его двора. Более всего со времён Унфрида подвергся перестройке восточный флигель  – каждые несколько десятилетий «королевское крыло» Унфрида получало планы реконструкции, но они касались в основном внутренней планировки. 
Самым значимым изменением интерьеров были проекты интерьера зала Московитов, оба 1887 года - и оба  с "бочкообразным" залом, - проект Виктора Тетенц и фон Шульца. Именно по эскизам последнего сделан тот интерьер зала, который нам более всего знаком по фотографиям. 







После устроения площади Альтштадтской кирхи идея «доращивать» «иконическую» репрезентативность юго-западного угла как самого «впечатляющего вида» замка получила своё развитие. Бюргерские дома между новой площадью и замком были выкуплены и снесены, а главная башня (
донжон, самая высокая башня Кёнигсберга) с 1864 по 1866 год была перестроена в неоготическом стиле Штюлером. После перестройки башни замок обрел законченный внешний образ, который теперь мало менялся до конца его существования.
Исключение составил фронтон юго-западного угла, сначала его сделали под стиль башни – «неоготическим», но потом решили смягчить суровый его вид, и сделали фронтон ренессансным – в рамках реконструкции к 1912 году всей зоны Фридрих-Вильгельм-плац и вообще общего пафоса Кёнигсберга к обновлению общественных пространств и общественных объектов. 

Выводы к планировочным решениям

За после-орденскую историю замка было два радикальных эскиза его перепланировки. 

Фон Унфрида:
  • галереей перегораживается внутренний двор таким образом, чтобы образовывался квадрат 
  •  Рыночная площадь Альтштадта "подводилась"к стене замка через череду лестниц, преодолевая разность высот и образуя общественный транзит.

Августа Штюлера:
  • зонирование двора на две разные части и, через это, разрезание замка на "Новый" и "Старый" замок. 
  • организация сквозного транзитного прохода через "Новый замок" через арки Южного флигеля на террасу и - далее - к Альтштадтскому рынку + смещение входа в замок в северный флигель вместо восточных Альбрехтовых ворот (1840 год) \смещение входа в середину Восточного флигеля (1861 год как инвариант предыдущего решения).
Если мы обратимся к проекту-победителю конкурса 2015г "Пост-замок", то увидим, что планировочное решение Антона Сагаля, отталкиваясь от "генетического ядра дома Конвента", по сути, повторяет и развивает направление мысли фон Унфрида и Августа Штюлера - членение на две части, организация "квадратного двора" и транзита через "малую часть" в сторону Альтштадтской площади (к реке) через Южную террасу.
На мой вопрос, видел ли он эти проекты (Унфрида и Штюлера) до финала конкурса, Антон Сагаль ответил отрицательно. Он просто следовал той же планировочной логике, что и два своих предшественника, пытавшихся в 1710 и 1840\1861гг улучшить неудобное разностилевое тело бывшего орденского замка Кёнигсберг. 

Планировочное решение Антона Сагаля, 2015
"Чёрный план" с совмещением современной и исторической планировки Альтштадта, на котором видно планировочное взаимодействие в Альтштадтской рыночной площадью. Антон Сагаль, 2015г
Победители открытого международного архитектурного конкурса "Пост-замок" 2015г. Фото с сайта




Комментариев нет:

Отправить комментарий